Материалы ВП СССР


НАСЛЕДИЕ  А.С. ПУШКИНА

 

Вы получите мой Современник; желаю, чтоб он заслужил Ваше одобрение. Из статей критических моя одна: о Кониском. Будьте моим сотрудником непременно. Ваши стихи: вода живая; наши - вода мертвая; мы ею окатили Современника;  опрысните его Вашими кипучими каплями.

 

Из письма А.С.Пушкина H.M.Языкову

от 14 апреля 1836 г.

 

Третье столетие интерес к творческому наследию А.С.Пушкина не ослабевает и каждый читатель, встречаясь с тем или иным произведением поэта, пытается понять причину их особой притягательности. Другими словами, все ищут в них скрытый смысл. Почему?

Да потому что зачастую он не очевиден на уровне, так называемого, сюжета; он закрыт определенной системой символов, то ли разработанной самим Пушкиным, то ли данной ему Свыше. Именно это обстоятельство вызывало неприкрытое раздражение у многих современников поэта и даже возбуждало по отношению к нему открытую неприязнь. Со временем в России и за рубежом выросла целая армия профессиональных “пушкинистов”, постаравшихся скрыть эту сторону творчества нашего поэта.

Пушкин никогда никого не копировал; он был новатором, но не столько самих литературных жанров, сколько их содержания. Новизна же содержания, в отличие от новизны формы, не так бросается в глаза; чтобы её оценить требуется умение видеть «общий ход вещей». Она почти неуловима, но каждый по-своему её воспринимает благодаря системе символов, формируемой автором в творческом процессе.

Искусство вообще символично. Но одни художники через свою систему символов (возможно даже этого не осознавая) «поднимают человека с колен», другие — опускают, иногда даже «на четвереньки».

Дело в том, что индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:

·     в одном случае к ошибкам, совершенным одним индивидом, статистически преобладает добавление ошибок, совершаемых другими. Ком множества их ошибок растет и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнетом либо же, пока оно не начнет порождать коллективную психическую деятельность второго вида;

·     во втором случае преобладает иная статистика, в которой ошибки, совершенные одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.

 

Пушкин интуитивно т.е. бессознательно, подмечая сходственные черты характера людей и социальных явлений в их историческом развитии, отражал это сходство в определенной символике в своих произведениях. Поэтому-то, изучая его творчество, мы и имеем возможность понять настоящие и предвидеть будущие социальные явления, благодаря созданной им системе символов. Он действовал в русле второго случая (упомянутого выше). Он помогал порождать людям коллективную психическую деятельность, где ошибки, совершенные одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий. Отсюда загадочность и даже некоторая мистичность многих его бессмертных творений.

Таким образом А.С.Пушкин поднимал людей «с колен», на которые неосознанно их ставили многие баснописцы прошлого, такие как Эзоп, Лафонтен, Крылов… и злонравно ставят сейчас многие такие юмористы современности, как Жванецкий, Задорнов, Галкин…



КНИГИ


1.   Руслан и Людмила

(Развитие и становление Русской многонациональной цивилизации и её государственности в глобальном историческом процессе, изложенное в системе образов Первого Поэта России А.С.Пушкина)

(В редакции 1999 года с некоторыми уточнениями)

A5 Word (779 kB) , A4 Word (773 kB) ,

PDF (1,9 Mb) , off-line html-версия (399 kB)


Взгляд на поэму А.С.Пушкина “Руслан и  Людмила”, как на многослойное по несомому смыслу повествование. Четвёртая редакция, завершённая в мае 1999 г. к 200-летию А.С.Пушкина (Первая редакция была завершена в 1991 г.).




2. Медный всадник — это вам не медный змий

(О самой древней мафии в системе образов А.С.Пушкина)  С-Пб, 1998 г.

 

Книга упакована в самораскрывающийся 4-х томный архив:

19980330-Medn_vsadnik.part01.exe  (970 kB)

19980330-Medn_vsadnik.part02.rar  (970 kB)

19980330-Medn_vsadnik.part03.rar  (970 kB)

19980330-Medn_vsadnik.part04.rar  (964 kB)

 

 

3. Домик в Коломне 

1997-Domik_v_kolomne.exe  (128 kB)

 

Взгляд на “Домик в Коломне” А.С.Пушкина как на иносказание, смысл которого пытались извратить и сокрыть, поскольку подавляющее большинство изданий содержит обрезанную редакцию этого далеко не шуточного произведения (вместо 52 октав — 41).

 

 

4. Полный текст поэмы А.С.Пушкина
«Домик в Коломне» (54 октавы).

Domik_v_kolomne.zip  (12 kB)

 

 

О ПУШКИНЕ:

 

5. В.В. ВЕРЕСАЕВ «Пушкин в жизни»

Veresaev_doc.exe  (664 kB)    —  книга  в формате  MS Word

Veresaev_htm.exe  (635 kB)    —  книга  в htm–формате

 

Книга впервые вышла в 1926 году.

«… Жанр книги определил сам Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945): «систематический свод подлинных свидетельств современников». Это не единственные биографические «документально-литературные» монтажи, изданные в СССР в 20-е – 30-е годы, но лучшее из них. Автор мастерски выстраивает жизнь Пушкина, не используя ни одной своей «авторской» фразы, за исключением необходимых пояснений и справок. В результате перед нами предстают живые люди с небесспорными характерами. Можно соглашаться или не соглашаться с трактовкой образов гения русской литературы, но нельзя забывать о том, что эта книга – не сборник воспоминаний современников, а произведение, несмотря на документальную точность, полностью принадлежащее его автору – Вересаеву. Он "создал" жизнь своего героя в полном соответствии со своим, личным представлением о нём…»

(из предисловия к книге от составителя, со стилистическими исправлениями)